хип-хоп зародился в негритянской среде бронкса, района нью-йорка, во второй половине 1970-х гг. в то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. первые «эм-си» были буквально типичными конферансье («master of ceremony» — т. е. сокращённо mc; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (необходимо отметить, что на ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960—70-х гг. благодаря зародившейся технике даба.)
популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх которых эм-си начитывали рэп. это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1977—78 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.
ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года в сша выходит сингл «rapper's delight» в исполнении sugarhill gang и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. сингл считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 15-минутной композиции американская публика и сми узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни, большинство сходилось во мнении, что это просто музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до записи (парадоксально то, что музыканты группы были не из бронкса, а вообще из другого штата). ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита chic «good times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе 1979 года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие.
в самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке (в первую очередь, к kraftwerk и гари ньюману, широко сэмплировавшимся), технологические находки которой, вкупе с развившимся «брейкбитом» — ломаным, совершенно новым ритмом, — способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка. брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень. новаторами ранего хип-хопа были кёртис блоу, африка бамбата, грандмастер флэш и whodini, — именно их записи 1980—84 гг. (относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. музыкальный журнал rolling stone назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа «the message» грандмастера флэша (1982).
эстафету новаторства подхватили коллективы run dmc, mantronix, beastie boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: run dmc играли минимальный драм-машинный брейкбит, mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а beastie boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и при содействии рика рубина стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. отдельные композиции с элементами рэп-речитатива записывали и панк-команды, например, blondie (их сингл «the rapture» возглавил американские чарты ещё в 1982 г.) и the clash (их сингл «the magnificent seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях нью-йорка).
к середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала ориентироваться исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэпперов стало разрабатывать более серьезные темы, напр., социально-агрессивные рэпы public enemy принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде. усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «paid in full» дуэта eric b. & rakim. к концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как американская академия грамзаписи, заведующая наградами «грэмми», и american music awards в 1988 году учредили категории для рэпа. олицетворением этой популярности в америке стали nwa, mc hammer, kris kross и др., адресовавшие свою музыку к белым подросткам и более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.
на рубеже 1990-х с подачи nwa, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник nwa по имени dr. dre; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким представителем которого был его протеже снуп догг. несколько лет спустя участники трио the fugees своим альбомом «the score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями — ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами сша.
в середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с западного и восточного побережий сша, которое завершилось гибелью их лидеров — тупака шакура и notorious b.i.g. трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэперы оккупировали верхние строчки хит-парадов сша. для этого периода характерны интенсивная коммерциализация хип-хопа, отход от его босяцких корней, что принято связывать с именем паффа дэдди — рэпера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. на исходе 20-го столетия известность приобрёл белый рэппер эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального протеста, свойственный старой школе хип-хопа.
начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»). в 2004 году впервые в истории премия «грэмми» в самой престижной «наджанровой» номинации — «за лучший альбом» — была присуждена рэп-артистам — дуэту outkast. в современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия. в середине 2000-х наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры — скотт сторч, the neptunes, тимбалэнд — способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка. исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от аргентины до японии.